Мелешко А.Л.
|
ПРАВОСЛАВНООРИЕНТИРОВАННЫХ УЧЕБНЫХ СТРУКТУР |
По данным анкетирования был составлен библиографический указатель учебной и методической литературы, используемой в учебном процессе московских гимназий. Как известно, в Москве существует около 30 православноориентированных учебных структур. Было опрошено примерно 25 школ, лицеев и гимназий по теме: «Использование учебной и методической литературы педагогами Вашей гимназии по следующим дисциплинам: русский язык и литература, история и естествознание». Анализ полученных результатов положен в основу библиографического указателя, который состоит из введения, основной части и методического аппарата. Огромный объем православной педагогической литературы, выпущенной в последнее время, нигде не учитывается, что затрудняет его использование в полном объеме, особенно в регионах. В будущем такая ситуация может осложниться невозможностью ознакомления с некоторыми изданиями, тираж которых ограничен и быстро разошелся. Ведь эти книги не попадают под закон об обязательном экземпляре и не всегда учитываются государственными библиотеками. Русская православная церковь не имеет специализированной библиотеки по данной отрасли знания, где можно было бы сохранить для будущих поколение тот опыт первых лет становления и развития православных гимназий. На местах появляются первые организованные информационные центры, помогающие в разрешении данной проблемы (Иркутск, Новосибирск). В последнее время добрым знамением стал выход первого библиографического указателя: «Образовательная деятельность Русской Православной Церкви», выпущенного в двух книгах гимназией во имя преподобного Сергия Радонежского в Новосибирске. К сожалению, он охватывает только дореволюционные издания и отражает юридическую сторону педагогики. По данным указателя, стали появляться книги о православной педагогике современных авторов, например, о. Димитрия Конюхова и о. Евгения Шестуна. Недавно педагогами школы №1842 «Пересвет» выпущена книга «Русская православноориентированная школа», а также «Школа православного воспитания», составленная А.Н. Стрижевым, автором ряда программ по педагогике на радио «Радонеж». В сборник вошли малоизвестные произведения дореволюционных педагогов. В последнее время в среде православных школ все большее распространение получают те методы обучения, которые имеют своей целью уйти от жестко предметной системы обучения и в значительно большей мере ориентироваться на интересы и способности самих детей, особенно в начальных классах. Школа возникла и сложилась в качестве необходимого дополнения к тому, что давалось семьей и Церковью. Поэтому учебная литература максимально приближена к семейному кругу чтения учащихся. Чаще всего рекомендуется начинать обучение с хрестоматии К.Д. Ушинского. В некоторых гимназиях уроки по чтению строятся по книгам Романовской 3.И. «Живое слово» и Бунеевых «Капельки Солнца» из серии «Свободный ум». Радует появление новых учебников для средней школы по древнерусской литературе Н.В. Давыдовой. В старших классах предпочтение отдается изучению самих текстов классиков и их живому обсуждению, где неоценимую услугу оказывает 4-хтомное издание М. Дунаева «Русская литература и Православие». Мало изменилась литература по русскому языку, как методическая, так и учебная. В младших классах используется книга А.А. Ахременковой «К пятерке шаг за шагом». Дальнейшее обучение проводится по учебникам средней общеобразовательной школы. В некоторых гимназиях русский язык заменен предметом «русская словесность» посредством слияния этого предмета с литературой и историей, который преподается по учебнику Леоновича с аналогичным названием. Необходимость введения патриотического воспитания на уроках истории диктует ситуацию переосмысления методики преподавания. Нужны новые учебники, решающие задачу по воспитанию сопричастности отечественному историческому движению. К сожалению, нынешняя ситуация мало радует. Издания по русской истории Головина, Ишимовой, Нечволодова, Тихомирова – дореволюционные и не всегда могут быть поняты современными школьниками даже православных гимназии. При очень большом разнообразии в программах средних классов в основном используются учебники Ворожейкиной, а по истории древнего мира А.А. Вигасина. Из методической литературы следует отметить книгу, выпущенную греко-латинским кабинетом им. Шичалина Гаспаровой М.Л. «Занимательная Греция» и недавно вышедшее издание Дмитриевой О.В. «От Средневековья к Новому времени». Несомненным успехом пользуются издания А. Боханова, написанные живым, образным языком. Лучше по сравнению с историей обеспечено естествознание. Наряду с книгами Плешакова и Сонина, которые используют все, появились учебники православных педагогов, например, священника Тимофея (Алферова) из прогимназии «Пересвет» для старших классов по эволюционной теории в свете святоотеческого наследия. Методическая литература подбирается по усмотрению педагога, но в основном это издания Русской православной церкви, поскольку всякая литература светской школы имеет элемент дарвинизма. Чаще всего упоминаются Даниил (Сысоев) «Летопись начала», Серафим Роуз «Православный взгляд на эволюцию», Стефан (Ляшевский) «Библия и наука». Полный вариант данного указателя был передан в Отдел по религиозному образованию и катехизации Московской Патриархии. Он может стать основой формирования ядра православной педагогической библиотеки, на базе которой, по замыслу автора, должен существовать информационно-библиографический центр по оказанию методической помощи. Вся эта структура объединит не только православных, верующих людей, но и всех интересующихся вопросами педагогики в целом. |